РАБОТА
Марат Мукажанович на завод пришел в 1992 году. А до завода были политехникум, два года в армии и 10 лет в бурении, в прикаспийской нефтеразведочной экспедиции. В ПНРЭ Марат Джаксыбулатов работал сначала помощником бурильщика, а затем – бурильщиком буровой. Отлично все было. Но в 1992 году, с распадом Союза, стали одна за другой расформировываться организации и предприятия, прикаспийская экспедиция в том числе.
– В бурении всё пошло на разлад после перестройки, со всем плохо всё стало: работы не было, денег не платили. Семью стало кормить нечем, и мы, работники, стали работу искать кто где. Я пошел на завод. Начальником отдела кадров был Герман Сергеевич Ким, он сказал: «посмотрим, кто нам нужен», но и надежды не дал. А через неделю вызвал на работу, – рассказывает Марат ага.
Так бурильщик прикаспийской экспедиции Джаксыбулатов стал наливщиком в цехе №4 ГНПЗ. Наставники были отличные – Дмитрий Жидков, Валерий Тарабрин, Алпысбай Кужиев – научили всему, что сами знали и могли. Первые 15 лет на заводе пролетели незаметно. А затем Марат Мукажанович освоил работу оператора, дальше – слесаря. Сейчас Марат ага работает машинистом технологических насосов.
– И швец, и жнец? Как можно освоить столько профессий за одну жизнь? – спрашиваю у Джаксыбулатова.
– Захочешь, и ты сможешь. Желание – это главное, – улыбается Марат Мукажанович.
32 года на заводе – срок не малый. Профессионал Джаксыбулатов за это время не раз сам был наставником. Он легко сходится с молодежью, понимает, что движет молодыми, становящимися на крыло специалистами.
– Если хоть небольшая искра интереса к работе есть в глазах, то нужно этот интерес поддерживать. Передавать им свое дело до самых тонкостей. Иногда приходится небольшой курс физики устраивать. Это жизненный опыт сам собой приходит, а рабочие моменты и профессиональные знания мы должны ребятам в деталях рассказать, – считает Марат ага.
– Вы увлечены работой?
– А как же?!
– Значит, свою жизнь работе посвятили?
– Да нет, все хорошо в меру, и распределять свое время нужно правильно.
ЖИЗНЬ
Есть у оператора Джаксыбулатова хобби – рыбалка.
Во время коллективизации, когда Голощекин избрал курс на «советизацию аула» без учета местных условий, деды Джаксыбулатова спаслись от репрессий на территории России, в нынешней Астраханской области. Им пришлось оставить свое привычное скотоводство и заняться в тех краях рыболовством.
– Потом, в 1965-м году, мои родители переехали в Гурьев, а родня в Астрахани осталась, езжу к ним в гости, – рассказывает Марат Мукажанович. – К рыбалке интерес от дедов в наследство достался видимо. А тут, в Атырау, я с 4 лет от роду – балыкшинский. Так что всё сошлось. Вот вчера не усидел на месте, хоть без удочек, но сходил к балыкшинскому мосту, посмотрел, кто и на что клюет.
Было у Марата Джаксыбулатова ещё одно, потрясающее, увлечение, которому помешали передовые технологии:
– Танцевать я люблю, занимался с 5 по 10 класс танцами, потом в техникуме продолжил. Раньше постоянным участником в цеховых праздниках был. Перед выступлениями брал уроки танцев в студии «Аэлита», ходили – репетировали. Даже на практике в Актау был, первым делом студию танца нашел и все три месяца занимался. «Когда музыка играет, у меня все внутри танцует», сказал один известный танцор, вот и у меня так же. Перестал танцевать в 45 лет, как вышли телефоны с видеокамерами. Снимают и на весь мир рассылают, такая слава мне не понравилась. Но как выйду на пенсию, обязательно снова пойду танцевать.
Вот откуда эти прямая осанка и моложавость!
Слушаю рассказ нашего героя, думаю, что всё хорошо у человека. Но пережившие однажды горе не в силах скрыть грусть, навсегда поселившуюся в глазах и всегда побеждающую даже озорной огонек. Я решилась, спросила. Марат Мукажанович ответил.
Дочь и сын – гордость отца. Сын, гордость всей семьи, закончил новосибирский институт, физико-математический факультет. Три года учился во Франции, экспромтом выучил французский язык. Доктора сейсмологических наук получил там же, во Франции: пять часов защищался на английском языке. Затем работал в Нидерландах. О нем и его работе писали в мировых научных журналах по сейсмологии. Пригласили на работу в Америку. Но молодой перспективный ученый Кайрлы Джаксыбулатов в 28 лет погиб в автокатастрофе. Все его работы родители передали в Новосибирск, преподавателю сына.
Память о сыне помогает всей семье не только справляться с горем, но и работать, дышать полной грудью, радоваться каждому дню, строить планы на будущее и жить.
Супруга Марата Мукажановича работает. Вместе с женой они ведут, как сейчас это называют, «правильный» образ жизни.
– Я не курю и почти 30 лет не пью спиртного. Соблюдаем правильное питание: не едим все подряд и в больших количествах. Следим за собой. Раз в год традиционно выезжаем в санаторий, делаем очистку организма, – рассказывает Марат ага. – Дочь о нас заботится, всё передовое от неё, не дает нам расслабляться.
Будьте здоровы, Марат Мукажанович, долгие-долгие годы. Пусть будут мир и счастье в вашем доме. И обязательно танцуйте!
Возврат к списку