#Еңбек адамы

Токарное дело Аслана 07.02.2024

Токарное дело Аслана

Школу и колледж Аслан закончил успешно, по математике – всегда высший балл. Получил экономическое образование. Но быть экономистом молодому человеку не понравилось: год пытался встроиться в финансовый отдел мобильной группы Налогового комитета. Когда понял, что не это его призвание, пошел на коммерческое отделение профессионального училища №9 – учиться на токаря. В 18 лет пришел на завод, с тех пор токарит в РМЦ.
Увлеченно и детально Аслан рассказывает про свою самую обычную смену:
– Сначала инструктаж. По ТБ перед работой я визуально осматриваю станок, проверяю целостность заземления и измерительные инструменты, при необходимости их затачиваю. Затем получаю задание. Подробно изучаю чертеж, выданный мастером на расточку детали, выбираю подачу, устанавливаю необходимую скорость вращения шпинделя и приступаю к работе.
– Волнуетесь, наверное, вдруг что-то пойдет не по чертежу? Вы когда-нибудь ошибались с параметрами при расточке?
– Нет (улыбается), я не испытываю волнений, люблю спокойный процесс. И пока не ошибался в расточке ни разу, очень не хочу, чтобы такое случилось. В ходе работы важно следовать чертежу особое значение здесь имеет размер: если он не соответствует заявленным требованиям, «палец» считается бракованным.
– Сколько по времени у вас уходит на одну деталь и какое количество их вы изготавливаете в день?
– Всё зависит от сложности заказа: за рабочую смену можно, например, расточить 4 фланца и изготовить 40 конусных пробок. На расточку сложных деталей уходит от 2-3 дней до недели. А вот шкив и шестерня для меня сложности уже давно не представляют – режим и градусы определяю глазомером.
– Вы лучший токарь?
– Есть у нас великолепные мастера-виртуозы, мне до их уровня еще надо над собой работать. В работе токаря есть ремесленная часть, она осваивается достаточно быстро. А есть искусство, и многие из 22 токарей в нашем цеху таким умением обладают. Сейчас к нам два новых парня пришли. Раньше они работали на компьютерных станках, которые необходимы при массовом производстве. Там они немного другие навыки приобрели – программирование, знание технологических карт, производство деталей по образцам, а теперь учатся работать на простом механическом станке. Работая на компьютерных станках, они были больше операторами, основную работу машина делает. Но каких бы высот ни достигли технологии, ручной труд токарей остается востребованным во всех сферах. Мы можем изготовить штучную деталь, нарезать резьбу, выточить запчасть по индивидуальному проекту. Мы как скорая помощь на производстве.
Работать в РМЦ интересно, рассказывает Аслан, все сотрудники – одна большая семья. Любые темы разговора поддержит коллектив, старший может дать простой житейский совет. Но особо важно, что проблемные рабочие вопросы токари решают сообща и часто помогают друг другу именно в работе.
– Практически 12 лет вы работаете на одном месте. У вас нет желания поменять профессию?
– Мой отец тоже токарь, мы работаем вместе. Вернее, он наш мастер, Самат ТУКБАЕВ. После работы папа ходил на дополнительный заработок и брал меня с собой. Я смотрел, как работает отец, и четко понимал весь процесс, который мне очень нравился. Когда он что-то делал в нашем гараже, я крутился у него под ногами, мешал бесконечными «что это?» и «для чего это?». Именно тогда, в детстве, интерес к механизмам, деталям, работе головой и руками сформировался. Первую деталь свою я изготовил в РМЦ, понес отцу показать, ждал его оценки. Отец осмотрел деталь внимательно, потом сказал: «Молодец, сын. Все получилось идеально, у тебя есть талант к токарному делу, учись и старайся не ошибаться никогда». И я стараюсь. В этом году я заканчиваю АУНиГ, учусь на инженера-механика. Преподаватели в университете приглашают меня проводить занятия, но я люблю именно свою дело, а дальше, после получения диплома, планирую работать по новой профессии. К слову, учится Аслан Жолдыгалиев на очном отделении – совмещает работу по сменам и учебу.
Есть у Аслана хобби: он админ в автосообществе Mitsubishi Club Atyrau. Свою «мицубу» купил в 2013-м и менять пока не собирается: знает, как свои 5 пальцев, разобрать, собрать, починить – всё сам. В клубе 57 участников, обсуждают машины и марки, их устройство, помогают друг другу с ремонтом авто, дружат с клубами любителей Mitsubishi из других городов Казахстана, часто выручают друг друга на республиканских дорогах, помогают путешественникам на Mitsubishi из других регионов, попавшим в трудную ситуацию у нас, в Атырау.
На вопрос, чем еще занимаетесь, Аслан ответил: дом строю для своей семьи. Оказалось, что Аслан уже 10 лет женат, супруга по образованию психолог. В семье растет пятеро детей!
Про семью рассказывает осторожно, нежно и тепло.
– Домой захожу – все меня встречают. Всегда. С работы еду в магазин, покупаю кукурузу. Без неё домой не пустят, – солнечные зайчики запрыгали в глазах молодого отца большого семейства.
Свой будущий дом, кстати, Аслан спроектировал и расчертил самостоятельно: всю инженерно-техническую начинку, от фундамента до конька крыши, от дизайна дома до дизайна интерьера.
Цели свои обозначил четко: учиться, работать, повышать квалификацию. Здесь, на заводе.
Скромный и обаятельный, умный современный парень, цельный и целеустремленный. Вопрос сам собой вырвался:
– Папа, наверное, гордится вами?
Тихо, почти шёпотом: «Да».
Закончили разговор, попрощались.
Аслан пошел к станку, ловко заточил резцы для изготовки деталей. Из-под резца завились металлические стружки, заготовка в руках токаря постепенно превращалась в деталь.
Удачи тебе, молодой мастер!

Количество показов: 3729

Возврат к списку

Будьте в курсе последних
новостей. Подпишитесь
на рассылку!
Подписаться